Тренинговые занятия для учащихся 1-4 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

Тренинговые занятия для учащихся 1-4 класса

 

 

Психопрофилактическая деятельность педагога – психолога в рамках акции «Защита».

Тренинговые занятия

 

Для учащихся 1-4 класса

 

                      КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БЕЗ ДРАКИ?

 

                 Групповая работа с детьми, снятие вербальной агрессии.

Основа: развитие самоконтроля, самоуважения, рефлексии, навыков понимания другого, осознанное управление поведением.

 

1.     ЧТО ТАКОЕ ДРАКА, ПРИЧИНЫ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Цели: определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственного агрессивного состояния, разработка действий в различных конфликтных ситуациях.

Оборудование: материал с выпиской из словаря с определениями: агрессия, агрессивное состояние, агрессивные действия, лист опросника, бумага.

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи «Что такое драка, причины её возникновения».

Актуальная ли это тема? Почему? Отчего возникают драки?

Вы правы, драки являются следствием агрессии человека.

Заглянем в словарь.

АГРЕССИЯ – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.

ДЕЙСТВИЕ выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от лёгких, непреднамеренных и случайных до тяжёлых и умышленных.

Ребёнок выкрикивает обидное прозвище, дерётся и кусается.

Всё это агрессия, хотя и в различных формах.

Под это определение не попадают случайные столкновения детей в коридоре, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения.

Зато оно определённо подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных»  - дёрганье девочек, ущемляющие достоинство «дразнилки» и «обзывалки».

Агрессией назовём всякое умышленное  действие, причиняющее душевную или физическую травму другим.

 

ОПРОСНИК. Опишите чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях. Это поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и  ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

ПРОЕКТ.

Предлагаю всем вместе разработать:

q  Способы действий во время драки

q  Способы саморегуляции, когда чешутся руки и хочется подраться, а также когда вас кто – либо втягивает в драку

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА.

q  Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?

q  Кто виновная сторона в потасовке или драке?

 

2.     НАШ ДЕНЬ

Ведущий. Как вы считаете, начало вашего дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее эмоциональное самочувствие, успешность дня?

         Как бы вам хотелось, чтобы это происходило? Вспомните истину, которая гласит: «ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ТОБОЙ»

 

         Игра «Поприветствуем друг друга

 

Ведущий. У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, как вы встречаетесь, поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам бы хотелось, чтобы приветствовали вас.

 

         Игра «Неоконченное предложение»

 

Ведущий. Предлагаю всем известную игру «Неоконченное предложение».

q  Когда кто – то ошибается, я…..

q  Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своих товарищей, я….

q  Когда я ошибаюсь перед всеми, то чувствую…..

q  Я считаю, что ошибаться ….

Дети по очереди заканчивают каждое предложение.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, эта игра имеет отношение к дракам, которые иногда возникают?

ИТОГИ. Поблагодарите своего соседа за работу и помощь.

 Что важного вы услышали и отметили для себя?

     

 

 

Игра «Спасибо за приятное занятие».

Все стоят в общем кругу.

Ведущий. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по – прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

      Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкнуть круг и завершить церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Всем спасибо за работу!

 

ОПРОСНИК.

 

Я терпеть не могу, когда______________________________________________

Я не могу слышать__________________________________________________

Я просто психую____________________________________________________

Когда я злюсь_______________________________________________________

 

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

 ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

ОТ ЧЕГО НАКАПЛИВАЕТСЯ АГРЕССИЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ?

 

O  ОТ  УТРЕННЕГО  НАСТРОЕНИЯ

O  ОТ ТОГО,  КАК  ОТНЕСЛИСЬ  К ТВОИМ ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ

O  ОТ ТОГО,  КАК  РАЗВИТА ТВОЯ  НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

Я  НЕ МОГУ СЛЫШАТЬ…

 

O  О ТОМ,  ЧТО  СПЛЕТНИЧАЮТ,  СМЕЮТСЯ

O  О  ДРАКАХ,  ССОРАХ

O  О  МОЕЙ ЛЮБВИ

O  КОГДА ОБО МНЕ ПЛОХО ГОВОРЯТ

O  О СВОИХ ОШИБКАХ

 

Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ, КОГДА…

 

O  КТО – ТО ДЕРЁТСЯ

O  ОБСУЖДАЕТ МНЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

O   НАДОЕДАЕТ МНЕ

O  ШУТЯТ НАДО МНОЙ

O  КРИЧАТ НА МЕНЯ

O  ОБЗЫВАЮТ МЕНЯ

O  ЗАПРЕЩАЮТ МНЕ ЧТО – ТО

O  ДРУЗЬЯ ОБИЖАЮТСЯ ИЗ – ЗА ПУСТЯКОВ

O  ИЗДЕВАЮТСЯ НАДО МНОЙ, ПРИСТАЮТ

O  ПРОСЯТ О ТОМ, ЧТО Я НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ

O  КТО – ТО СЧИТАЕТ СЕБЯ КРУТЫМ

O  ПОУЧАЮТ МЕНЯ

 

КОГДА Я ЗЛЮСЬ…

 

O  Я ТЕРЯЮ НАД СОБОЙ КОНТРОЛЬ

O  ПЫТАЮСЬ УСПОКОИТЬСЯ

O  НАЧИНАЮ КРИЧАТЬ

O  СТАРАЮСЬ УСПОКОИТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ТО ЛЕЗУ В ДРАКУ

O  СТАРАЮСЬ ИЗБЕГАТЬ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ МЕНЯ ЗЛЯТ

O  ПЫТАЮСЬ РАЗОБРАТЬСЯ

O  ПЛАЧУ

O  Я НАЧИНАЮ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРАВОЙ

O  Я ДОЛЖЕН ПОБЫТЬ ОДИН

O  Я НЕРВНИЧАЮ

O  НАЧИНАЮ ЦАРАПАТЬ ОБИДЧИКА

O  СТАРАЮСЬ ОБЪЯСНИТЬ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, НА КОТОРОГО ЗЛЮСЬ, ВЫСЛУШАТЬ ЕГО, И ТОЛЬКО ЕСЛИ ЭТО НЕ ПОМОГАЕТ, ПУСКАЮ В ХОД КУЛАКИ

 

 

Я ПРОСТО ПСИХУЮ, КОГДА…

O  МЕНЯ СТАВЯТ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

O  МЕНЯ КТО – ТО ДОСТАЁТ

O  ЛЕЗУТ В ДРАКУ БЕЗ ПРИЧИНЫ

O  РЕБЯТА НАСТРОЕНЫ ПРОТИВ МЕНЯ

O  ВРУТ ПРЯМО В ГЛАЗА

O  НУЖНО ЧТО – ТО БЫСТРО НАЙТИ, А НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

O  НАДО МНОЙ ШУТЯТ, ОБЗЫВАЮТСЯ И ИЗДЕВАЮТСЯ

O  ПОЛУЧАЮ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ

O  КОГДА РОДИТЕЛИ ЗАСТАВЛЯЮТ ЧУВСТВОВАТЬ МЕНЯ ВИНОВАТОЙ

O  КРИЧАТ НА МЕНЯ

O  У МЕНЯ ЧТО – ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

O  БОЛЕЮ

O  СМОТРЮ СЕРИАЛЫ

 

ЕСЛИ ТЕБЯ РАССЕРДИЛИ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ТЕБЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕГО УДАРИТЬ, ТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

 

O  СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ:

- СЧЁТА ДО 10

- УМЫВАНИЯ ИЛИ ОБМЫВАНИЯ РУК

- НАПРАВЛЕНИЯ АГРЕССИИ НА НЕОДУШЕВЛЁНННЫЙ ПРЕДМЕТ:

ЭСПАНДЕР, ШАРИКИ, ПОДУШКУ, БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ

O  ПОЙТИ К ПСИХОЛОГУ

O  ЗАКАЛЯТЬ ПСИХИКУ И ТЕЛО: ОБЛИВАНИЯ, ДУШ, БАССЕЙН

O  ОСОЗНАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОСТАРАТЬСЯ НЕ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ОНИ СТАЛИ РЕАЛЬНЫМИ

 

ЕСЛИ ТЕБЯ ВТЯГИВАЮТ В ДРАКУ, МЫ ХОТИМ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ:

 

O  ОТОЙТИ ОТ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА В СТОРОНУ

O  СКАЗАТЬ ОБИДЧИКУ О ТОМ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ В ДАННЫЙ МОМЕНТ:

- Я ЗОЛ, НО ОТКАЗЫВАЮСЬ ДРАТЬСЯ С ТОБОЙ

- Я ВОЗМУЩЁН ТВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ

- ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, Я НЕ ХОЧУ С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ

- Я ВИЖУ, ТЫ ХОЧЕШЬ ВТЯНУТЬ МЕНЯ В ДРАКУ, Я ПРАВ?

O  НЕ НАПАДАТЬ ПЕРВЫМ

O  ПЕРВЕСТИ КОНФЛИКТ В ШУТКУ

 

ЕСЛИ ТЫ СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ДРАКИ, НАДО:

 

O  ПРЕДЛОЖИТЬ ДРАЧУНАМ ПРОДОЛЖИТЬ РАЗБОР ОТНОШЕНИЙ НА СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНЕ

O  ВЫЯСНИТЬ ПРИЧИНУ ССОРЫ, ПОПЫТАТЬСЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ЭТО НЕ ПРИЧИНА ДЛЯ ДРАКИ, РАССКАЗАТЬ О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

 

 

Серия психологических часов.

 

 Педагог – психолог МБОУ СОШ № 140 О.В.Емельянова

 

Ноябрь 2013.

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения