Тренинговые занятия для учащихся 5-9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

Тренинговые занятия для учащихся 5-9 класса

 

 

Психопрофилактическая деятельность педагога – психолога в рамках акции «Защита».

Тренинговые занятия

 

Для учащихся 5-9 класса

 

                     МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ

 

Цель. Развитие представлений о своих правах, их взаимо­связи с правами других людей; развитие представлений о своих обязанностях; формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права.

Задачи. Актуализировать представления о правах и обязан­ностях; развивать убеждение в необходимости ува­жать права других и отстаивать свои права, осмыс­лять полученный опыт.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы АЗ с правилами

«Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать  свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Участники играют в игру «Шестерка». Каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1, 2, 3, 4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры.

         «Цвет моего настроения». Участники в кругу, пере­давая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с ка­ким цветом ассоциируется их настроение. Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые по­могут им справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркива­ет, что каждый имеет право на счастье.

Чтобы определить, что значит «иметь право», уча­стники продолжают фразу «Я имею право...»

Далее обсуждаются вопросы:

1.     У всех ли людей есть права?

2.     Что такое обязанности?

3.     Как связаны наши права и обязанности?

4.     Есть ли на свете люди, которые имеют только права и не имеют обязанностей или, наоборот, имеют толь­ко обязанности без прав?

Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркива­ет, что у всех людей есть те или иные права и обя­занности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему.

Обраща­ется внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

 

Основная часть

Участникам предлагается подумать над ситуация­ми:

— какие права нарушаются, если у человека отни­мают принадлежащую ему вещь;

— вместо отдыха заставляют работать;

— насильно удерживают где-либо.

Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмуще­ние). Обращается внимание участников на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Предлагается привести примеры. В случае затруднений можно предложить участникам обсу­дить более конкретные ситуации:

— бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;

— своевременно не возвращаем взятое взаймы;

— мешаем учителю вести урок;

— грубим родителям;

— обижаем младших.

Ведущий подчеркивает: также могут нарушаться и наши права. Поэтому нужно подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.

После краткого обсуждения участникам предла­гаются следующие правила.

 

Личные права

1. Для того чтобы твои личные права не наруша­лись, они не должны ущемлять права других людей.

2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

3. Уважай личные права других людей так же,  как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Если формулирование правил вызывает у участ­ников затруднение, можно предложить эти правила в готовом виде, разместив на доске или в середине круга. 

Участники обсуждают правила, желающие ил­люстрируют их своими примерами.

Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т.п.) Сообща­ет, что юридические права людей защищает закон. Далее ведущий предлагает участникам обсудить, как можно защищать свои личные права. Опыт де­тей обобщается в правилах.

 

Защита личных прав

 

1. Если нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ—привлечь на помощь взрос­лых (родителей или учителей).

2. Человек, отстаивающий свои личные права, за­служивает уважения и поддержки, так как это про­явление не слабости, а самоуважения.

3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.

                   Эти правила также помещаются на доску или в се­редину круга.

Заключительная часть

Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участни­ков запишет 2—3 пункта, желающим предлагается прочитать их вслух.

Домашнее задание. Обсудить  свои личные права и до­полнить их список.

Ведущему на заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следу­ет побуждать участников переходить от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жиз­ненных потребностей к правам более высокого по­рядка

 

 

                     МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ

 

Цель. Развитие представлений о своих правах, их взаимо­связи с правами других людей; развитие представлений о своих обязанностях; формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права.

Задачи. Актуализировать представления о правах и обязан­ностях; развивать убеждение в необходимости ува­жать права других и отстаивать свои права, осмыс­лять полученный опыт.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы АЗ с правилами

«Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать  свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Участники играют в игру «Шестерка». Каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1, 2, 3,4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры.

         «Цвет моего настроения». Участники в кругу, пере­давая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с ка­ким цветом ассоциируется их настроение. Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые по­могут им справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркива­ет, что каждый имеет право на счастье.

Чтобы определить, что значит «иметь право», уча­стники продолжают фразу «Я имею право...»

Далее обсуждаются вопросы:

O У всех ли людей есть права?

O Что такое обязанности?

O Как связаны наши права и обязанности?

O Есть ли на свете люди, которые имеют только права и не имеют обязанностей или, наоборот, имеют толь­ко обязанности без прав?

Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркива­ет, что у всех людей есть те или иные права и обя­занности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему. Обраща­ется внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

Основная часть

Участникам предлагается подумать над ситуация­ми:

— какие права нарушаются, если у человека отни­мают принадлежащую ему вещь;

— вместо отдыха заставляют работать;

— насильно удерживают где-либо.

Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмуще­ние). Обращается внимание участников на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Предлагается привести примеры. В случае затруднений можно предложить участникам обсу­дить более конкретные ситуации:

— бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;

— своевременно не возвращаем взятое взаймы;

— мешаем учителю вести урок;

— грубим родителям;

— обижаем младших.

Ведущий подчеркивает: также могут нарушаться и наши права. Поэтому нужно подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.

После краткого обсуждения участникам предла­гаются следующие правила.

 

Личные права

1. Для того чтобы твои личные права не наруша­лись, они не должны ущемлять права других людей.

2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

3. Уважай личные права других людей так же,  как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Если формулирование правил вызывает у участ­ников затруднение, можно предложить эти правила в готовом виде, разместив на доске или в середине круга. 

Участники обсуждают правила, желающие ил­люстрируют их своими примерами.

Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т.п.) Сообща­ет, что юридические права людей защищает закон. Далее ведущий предлагает участникам обсудить, как можно защищать свои личные права. Опыт де­тей обобщается в правилах.

 

Защита личных прав

 

1. Если нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ—привлечь на помощь взрос­лых (родителей или учителей).

2. Человек, отстаивающий свои личные права, за­служивает уважения и поддержки, так как это про­явление не слабости, а самоуважения.

3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.

                   Эти правила также помещаются на доску или в се­редину круга.

Заключительная часть

Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участни­ков запишет 2—3 пункта, желающим предлагается прочитать их вслух.

Домашнее задание. Обсудить  свои личные права и до­полнить их список.

Ведущему на заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следу­ет побуждать участников переходить от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жиз­ненных потребностей к правам более высокого по­рядка.

 

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ЗАКОНЫ

 

 Цель: Формирование убеждения в необхо­димости знаний законов и моральных норм и их со­блюдения.

Задачи: Сформировать ценностное отноше­ние к регламентации взаимодействия и взаимоот­ношений людей, представление о законах и нор­мах как гарантах целесообразного и конструктив­ного сосуществования. Сформировать у участников навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентриз­ма.

Методическое  оснащение

«Билль о правах личности », перечень пословиц и поговорок.

Билль о правах личности (из набора плакатов для оформления кабинета школьного психолога, из­дательство «Генезис»).

Вы имеете право:

— иногда ставить себя на первое место;

— иногда просить о помощи и эмоциональной под­держке;      

— протестовать против несправедливого обраще­ния или критики;

— иметь свое собственное мнение или убежде­ния;

— совершать ошибки, пока вы не найдете правиль­ный путь;

— предоставлять людям право самим решать свои проблемы; 

— говорить; «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»;

— не обращать внимания на советы окружающих;

— побыть одному, даже если другим хочется ва­шего общества;

— иметь свои собственные, какие угодно, чув­ства, независимо от того, понимают

     ли  их окружа­ющие;

— менять свои решения или изменять образ жизни;

— добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

 

 Вы никогда не   обязаны:

— быть безупречным на 100%;

— следовать за всеми;

— делать приятное  неприятным вам людям;

— любить людей, приносящих вам вред;

— извиняться за то, что вы были самим собой;

— выбиваться из сил ради других;

— чувствовать себя виноватым  за свои желания;

— мириться с неприятной вам ситуацией;

— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

— сохранять отношения, ставшие оскорбительны ми;

— делать больше, чем вам позволяет время;

— делать что-то, что вы на самом деле не может! сделать;

— выполнять неразумные требования;

— отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется;

— отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний участников о нормах, правилах и законах.

Ведущий предлагает участникам закончить фразу: «Когда я слышу слово правила (закон, норма, инструкция), первое, что приходит мне в голову, это...». Заострить внима­ние учащихся на отрицательных суждениях. Пред­ложить им вспомнить (не обязательно при этом го­ворить) что-либо из личного опыта нарушения пра­вил, а также какие отрицательные последствия это имело.

Далее участникам предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писаные»  (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании, на пляже и т.п.); подумать, за­чем людям нужно столько правил, норм, инструк­ций и законов. Заострить внимание участников на том, что регламентация имеет своей целью обеспечение безопасности людей.

Основная часть. Формирование пред­ставлений о законе как гаранте личной безопаснос­ти и ответственности (в том числе внутренней).

Ведущий предлагает участникам вспомнить, в каких случаях люди соблюдают нормы и законы, не заду­мываясь об этом. На основе приведенных приме­ров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Боль­шинство людей не испытывают затруднений, соблю­дая законы и правила, так как основная цель зако­нов и правил — обеспечение безопасности и целе­сообразности человеческой деятельности.

Ведущий напоминает, что наиболее удачные зако­ны и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Участникам предлагается вспомнить такие послови­цы и поговорки:

«Не в свои сани не садись»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»

«Не зная броду, не суй­ся в воду» и т.д.

 

 Желающие могут найти аргументы в пользу обратных утверждений («Садись не в свои сани»). При этом группа отстаивает правоту посло­виц и поговорок, опираясь на реальный жизненный опыт.

Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции — сужают или расширяют свободу чело­века?»

По итогам обсуждения еще раз подчеркива­ется, что законы и правила имеют целью охранять свободу каждого. Нелишне напомнить сентенцию «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».

Заключительная часть. Отработка личной страте­гии. На бланках (или на плакате), где написаны ос­новные положения «Билля о правах человека» уча­стникам предлагается:

O отметить знаком «плюс» утвер­ждения, с которыми они согласны

O знаком «минус» — с которыми не согласны,

O знаком «?» — с которы­ми согласны лишь отчасти.

 Варианты ответов (2-3 участника) обсуждаются.

 Для осмысления полученного опыта предлагает­ся закончить высказывание «Законы, правила, ин­струкции людям нужны для того, чтобы...»

Домашнее задание. Обсудить  «не­писаные» правила своей семьи.

Ведущему на заметку. При изучении «Билля о пра­вах личности» следует предостеречь уча­стников от буквального понимания его положений.

Будет уместным привести цитату из статьи М.Н. Сартана «Долг и право: взаимное перетекание».

Долг и право: взаимное перетекание ( Сартан М.Н., 2000)

В самом деле, представьте себе мир, в котором никто никому ничего не должен. Учителя не долж­ны учить, ученики не должны учиться, жены и мужья не должны любить друг друга, таксисты не обязаны возить пассажиров, клоуны — смешить, правитель­ство — управлять страной, повара — класть мясо в суп, пограничники — охранять рубежи Родины. А дальше — больше, и на вашу жалобу по поводу «Ско­рой помощи», приехавшей через три часа после вызова, дежурная отвечает: «Да мало ли чего вы ждали! Мы вовсе не обязаны соответствовать вашим ожиданиям!»

 

ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

Цель: Формирование умения обращаться за помощью в слу­чае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивному решению конфликтных ситу­аций; формирование побуждения оказывать помощь и выражать сочувствие жертвам насилия.

Задачи: Сформировать стремление избегать ситуаций, связан­ных с риском стать жертвой насилия; сформировать сочувствие к жертвам насилия; дать четкие представ­ления о многообразии проявлений насилия; дать инфор­мацию об адекватной реакции при совершении насилия (куда обращаться за помощью); сформировать защит­ные навыки, которые делают подростков менее уязви­мыми в опасных ситуациях.

Методическое  оснащение. Текст «Жестокое обращение с детьми и подростка­ми» (отрывок из книги)

Жестокое обращение с детьми и подрост­ками (из книги «Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, постра­давшим от насилия». Ярославль, 1996)

Фрагменты из интервью с подростками, пережив­шими насилие

О чувстве постоянного страха.

 «А когда мама ос­тавила меня одну, на целый вечер уехала в город, я не могла идти домой»; «Я говорила учительнице; что не могу принести домой четверку, что мне будет плохо. Я постоянно боюсь получить даже чет­верку!»; «Я вам точно говорю, что если мои одно­классники узнают, что со мной произошло, я не буду жить».

О чувстве стыда и вины.

«Я чувствовал вину, ко­гда слышал угрозы или получал подзатыльник, ведь я самый младший»; «Я часто спрашивала себя: «Человек ли я?» - когда он снова приставал ко мне».

При обсуждении этих фрагментов участникам предлагается высказывать коротко своё эмоциональное отношение к приведённым фрагментам.

Отрывок из книги «Оказание медико-психо­логической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия»

Словарь

Насилие. Насилие многолико и может проявлять­ся в самых разнообразных формах: от оскорбитель­ного взгляда до убийства. Поэтому любое поведе­ние, которое нарушает права другого, является на­силием.

 ...Насилие может быть физическим (удары, удержание против желания, травмы), психическим и вербальным (оскорбления, угрозы, крик, принуж­дение), сексуальным (не только изнасилование, но и оскорбления, демонстрация порно, принуждение к проституции, сообщение информации, несоответ­ствующей возрасту).

Принципы   работы   «Телефона  доверия»

С самого начала необходимо:

— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

— определить степень серьезности ситуации объем времени, в течение которого должно был принято хотя бы первичное решение.

Абоненту предоставляется возможность говорить, то время как консультант слушает его, не перебивая, не вмешиваясь и собирая первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, поддакивания.

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в это время огорчает?»).

Затем необходимо подметить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь.

Далее вырабатывается план действий по преодолению критической ситуации, с которым подросток согласен.

В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.

Принципы консультирования (по К. Роджерсу)         

- Безусловное принятие человека и его переживаний

Отсутствие оценок по отношению к нему.

Проявление эмпатии: понимание внутренне мира человека; глубокое сопереживание ему.

Упражнение «Телефон доверия»

Ведущий выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика очереди играют роль дежурного на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной  друг к другу), время консультации — 3—4 минуты. По окончании каждой консультации участник рассказывает о своих чувствах в момент оказание помощи.

Задача группы — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.

Вводная часть. Актуализация знаний участников по про­блеме жестокости и насилия, создание адекватного эмоционально - волевого настроя. Дается определение понятия «насилие», вычленяются виды насилия, при­водятся фрагменты из интервью с подростками, пере­жившими насилие. Участникам предлагается описать в одной - двух фразах свое эмоциональное состояние в свя­зи с услышанной информацией.

Основная часть. Формирование представлений о многообразии проявлений насилия в повседневной жизни, уточнение личной позиции по этому вопросу; обоснование необходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием; формирование убеждения, что стремление получить помощь в случае совершения насилия является показателем зрелости, а не слабости личности, формирование навыков оказания психологической поддержки жертвам насилия. Ведущий предлагает участникам выбрать и назвать наиболее типичные для школы, класса, города виды насилия.

Проводится дискуссия на тему «Откуда берётся жестокость?». Ведущий обращает внимание участников на различные причины и факторы, приводящие к насилию (роль СМИ в провоцировании насилия, ложные представления общества о том, что жертва виновата сама, безнаказанность насилия, политические, экономические, социальные проблемы общества, в том числе терроризм). Особенно следует подчеркнуть стремление родителей и детей скрыть факты насилия в семье, то есть следовать мифу о том, что беззаговорочное подчинение старшим воспитывает хорошего человека, в то время как на самом деле это приводит к воспитанию либо насильника, либо жертвы.

Участникам предлагается указать один из видов помощи, которую бы они посоветовали выбрать своему другу, оказавшемуся в сложной ситуации: психологическую(телефон доверия или личная встреча со специалистом), медицинскую, правовую, дружескую, семейную. Ведущий подводит участников к выводу, что обращение за помощью к специалисту является показателем личностной зрелости, а не слабости человека.

Ведущий знакомит участников с принципами работы телефона доверия для детей и подростков. Выполняется упражнение «Телефон доверия».

Заключительная часть. Отработка личной стратегии, целью которой является снижение риска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения за помощью.

Участникам надо продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации.

Предлагается обсудить такие ситуации: во время футбольного матча возникла драка между фанами, поздно вечером ты возвращаешься домой один, на дискотеке возник конфликт. Нужно предложить три шага личной безопасности в каждой из приведённых ситуаций и проранжировать эти шаги по степени эффективности. В качестве варианта: ведущий ещё раз подчёркивает разнообразие видов насилия в повседневной жизни, после чего проводится ролевая игра «Экспресс – интервью». Участникам предлагается назвать действия по предотвращению насилия от имени: телевизионного ведущего, молодёжного лидера, журналиста, ученика, учителя, популярного певца, родителя, спортсмена. Осмысление опыта.

Продолжить фразу: «О насилии говорить необходимо, так как…И трудно, потому что….»

 

Ноябрь 2013                      Педагог – психолог МБОУ СОШ №140 О.В.Емельянова

Дата последнего обновления страницы 13.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения