Психопрофилактическая деятельность педагога – психолога в рамках акции «Защита».
Тренинговые занятия
Для учащихся 5-9 класса
МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ
Цель. Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей; развитие представлений о своих обязанностях; формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права.
Задачи. Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждение в необходимости уважать права других и отстаивать свои права, осмыслять полученный опыт.
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы АЗ с правилами
«Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Участники играют в игру «Шестерка». Каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1, 2, 3, 4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры.
«Цвет моего настроения». Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые помогут им справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркивает, что каждый имеет право на счастье.
Чтобы определить, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...»
Далее обсуждаются вопросы:
1. У всех ли людей есть права?
2. Что такое обязанности?
3. Как связаны наши права и обязанности?
4. Есть ли на свете люди, которые имеют только права и не имеют обязанностей или, наоборот, имеют только обязанности без прав?
Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему.
Обращается внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.
Основная часть
Участникам предлагается подумать над ситуациями:
— какие права нарушаются, если у человека отнимают принадлежащую ему вещь;
— вместо отдыха заставляют работать;
— насильно удерживают где-либо.
Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение). Обращается внимание участников на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Предлагается привести примеры. В случае затруднений можно предложить участникам обсудить более конкретные ситуации:
— бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;
— своевременно не возвращаем взятое взаймы;
— мешаем учителю вести урок;
— грубим родителям;
— обижаем младших.
Ведущий подчеркивает: также могут нарушаться и наши права. Поэтому нужно подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.
После краткого обсуждения участникам предлагаются следующие правила.
Личные права
1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
3. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
Если формулирование правил вызывает у участников затруднение, можно предложить эти правила в готовом виде, разместив на доске или в середине круга.
Участники обсуждают правила, желающие иллюстрируют их своими примерами.
Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т.п.) Сообщает, что юридические права людей защищает закон. Далее ведущий предлагает участникам обсудить, как можно защищать свои личные права. Опыт детей обобщается в правилах.
Защита личных прав
1. Если нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ—привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.
3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.
Эти правила также помещаются на доску или в середину круга.
Заключительная часть
Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников запишет 2—3 пункта, желающим предлагается прочитать их вслух.
Домашнее задание. Обсудить свои личные права и дополнить их список.
Ведущему на заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следует побуждать участников переходить от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка
МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ
Цель. Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей; развитие представлений о своих обязанностях; формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права.
Задачи. Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждение в необходимости уважать права других и отстаивать свои права, осмыслять полученный опыт.
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы АЗ с правилами
«Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Участники играют в игру «Шестерка». Каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1, 2, 3,4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры.
«Цвет моего настроения». Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые помогут им справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркивает, что каждый имеет право на счастье.
Чтобы определить, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...»
Далее обсуждаются вопросы:
O У всех ли людей есть права?
O Что такое обязанности?
O Как связаны наши права и обязанности?
O Есть ли на свете люди, которые имеют только права и не имеют обязанностей или, наоборот, имеют только обязанности без прав?
Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему. Обращается внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.
Основная часть
Участникам предлагается подумать над ситуациями:
— какие права нарушаются, если у человека отнимают принадлежащую ему вещь;
— вместо отдыха заставляют работать;
— насильно удерживают где-либо.
Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение). Обращается внимание участников на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Предлагается привести примеры. В случае затруднений можно предложить участникам обсудить более конкретные ситуации:
— бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;
— своевременно не возвращаем взятое взаймы;
— мешаем учителю вести урок;
— грубим родителям;
— обижаем младших.
Ведущий подчеркивает: также могут нарушаться и наши права. Поэтому нужно подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.
После краткого обсуждения участникам предлагаются следующие правила.
Личные права
1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
3. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
Если формулирование правил вызывает у участников затруднение, можно предложить эти правила в готовом виде, разместив на доске или в середине круга.
Участники обсуждают правила, желающие иллюстрируют их своими примерами.
Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т.п.) Сообщает, что юридические права людей защищает закон. Далее ведущий предлагает участникам обсудить, как можно защищать свои личные права. Опыт детей обобщается в правилах.
Защита личных прав
1. Если нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ—привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.
3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.
Эти правила также помещаются на доску или в середину круга.
Заключительная часть
Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников запишет 2—3 пункта, желающим предлагается прочитать их вслух.
Домашнее задание. Обсудить свои личные права и дополнить их список.
Ведущему на заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следует побуждать участников переходить от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка.
ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ЗАКОНЫ
Цель: Формирование убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.
Задачи: Сформировать ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования. Сформировать у участников навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.
Методическое оснащение
«Билль о правах личности », перечень пословиц и поговорок.
Билль о правах личности (из набора плакатов для оформления кабинета школьного психолога, издательство «Генезис»).
Вы имеете право:
— иногда ставить себя на первое место;
— иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;
— протестовать против несправедливого обращения или критики;
— иметь свое собственное мнение или убеждения;
— совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;
— предоставлять людям право самим решать свои проблемы;
— говорить; «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»;
— не обращать внимания на советы окружающих;
— побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
— иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают
ли их окружающие;
— менять свои решения или изменять образ жизни;
— добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
— быть безупречным на 100%;
— следовать за всеми;
— делать приятное неприятным вам людям;
— любить людей, приносящих вам вред;
— извиняться за то, что вы были самим собой;
— выбиваться из сил ради других;
— чувствовать себя виноватым за свои желания;
— мириться с неприятной вам ситуацией;
— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
— сохранять отношения, ставшие оскорбительны ми;
— делать больше, чем вам позволяет время;
— делать что-то, что вы на самом деле не может! сделать;
— выполнять неразумные требования;
— отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется;
— отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.
Ход занятия
Вводная часть. Актуализация знаний участников о нормах, правилах и законах.
Ведущий предлагает участникам закончить фразу: «Когда я слышу слово правила (закон, норма, инструкция), первое, что приходит мне в голову, это...». Заострить внимание учащихся на отрицательных суждениях. Предложить им вспомнить (не обязательно при этом говорить) что-либо из личного опыта нарушения правил, а также какие отрицательные последствия это имело.
Далее участникам предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писаные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании, на пляже и т.п.); подумать, зачем людям нужно столько правил, норм, инструкций и законов. Заострить внимание участников на том, что регламентация имеет своей целью обеспечение безопасности людей.
Основная часть. Формирование представлений о законе как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней).
Ведущий предлагает участникам вспомнить, в каких случаях люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом. На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая законы и правила, так как основная цель законов и правил — обеспечение безопасности и целесообразности человеческой деятельности.
Ведущий напоминает, что наиболее удачные законы и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Участникам предлагается вспомнить такие пословицы и поговорки:
«Не в свои сани не садись»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»
«Не зная броду, не суйся в воду» и т.д.
Желающие могут найти аргументы в пользу обратных утверждений («Садись не в свои сани»). При этом группа отстаивает правоту пословиц и поговорок, опираясь на реальный жизненный опыт.
Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции — сужают или расширяют свободу человека?»
По итогам обсуждения еще раз подчеркивается, что законы и правила имеют целью охранять свободу каждого. Нелишне напомнить сентенцию «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».
Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На бланках (или на плакате), где написаны основные положения «Билля о правах человека» участникам предлагается:
O отметить знаком «плюс» утверждения, с которыми они согласны
O знаком «минус» — с которыми не согласны,
O знаком «?» — с которыми согласны лишь отчасти.
Варианты ответов (2-3 участника) обсуждаются.
Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям нужны для того, чтобы...»
Домашнее задание. Обсудить «неписаные» правила своей семьи.
Ведущему на заметку. При изучении «Билля о правах личности» следует предостеречь участников от буквального понимания его положений.
Будет уместным привести цитату из статьи М.Н. Сартана «Долг и право: взаимное перетекание».
Долг и право: взаимное перетекание ( Сартан М.Н., 2000)
В самом деле, представьте себе мир, в котором никто никому ничего не должен. Учителя не должны учить, ученики не должны учиться, жены и мужья не должны любить друг друга, таксисты не обязаны возить пассажиров, клоуны — смешить, правительство — управлять страной, повара — класть мясо в суп, пограничники — охранять рубежи Родины. А дальше — больше, и на вашу жалобу по поводу «Скорой помощи», приехавшей через три часа после вызова, дежурная отвечает: «Да мало ли чего вы ждали! Мы вовсе не обязаны соответствовать вашим ожиданиям!»
ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Цель: Формирование умения обращаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций; формирование побуждения оказывать помощь и выражать сочувствие жертвам насилия.
Задачи: Сформировать стремление избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; сформировать сочувствие к жертвам насилия; дать четкие представления о многообразии проявлений насилия; дать информацию об адекватной реакции при совершении насилия (куда обращаться за помощью); сформировать защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях.
Методическое оснащение. Текст «Жестокое обращение с детьми и подростками» (отрывок из книги)
Жестокое обращение с детьми и подростками (из книги «Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия». Ярославль, 1996)
Фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие
О чувстве постоянного страха.
«А когда мама оставила меня одну, на целый вечер уехала в город, я не могла идти домой»; «Я говорила учительнице; что не могу принести домой четверку, что мне будет плохо. Я постоянно боюсь получить даже четверку!»; «Я вам точно говорю, что если мои одноклассники узнают, что со мной произошло, я не буду жить».
О чувстве стыда и вины.
«Я чувствовал вину, когда слышал угрозы или получал подзатыльник, ведь я самый младший»; «Я часто спрашивала себя: «Человек ли я?» - когда он снова приставал ко мне».
При обсуждении этих фрагментов участникам предлагается высказывать коротко своё эмоциональное отношение к приведённым фрагментам.
Отрывок из книги «Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия»
Словарь
Насилие. Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому любое поведение, которое нарушает права другого, является насилием.
...Насилие может быть физическим (удары, удержание против желания, травмы), психическим и вербальным (оскорбления, угрозы, крик, принуждение), сексуальным (не только изнасилование, но и оскорбления, демонстрация порно, принуждение к проституции, сообщение информации, несоответствующей возрасту).
Принципы работы «Телефона доверия»
С самого начала необходимо:
— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;
— определить степень серьезности ситуации объем времени, в течение которого должно был принято хотя бы первичное решение.
Абоненту предоставляется возможность говорить, то время как консультант слушает его, не перебивая, не вмешиваясь и собирая первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, поддакивания.
Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в это время огорчает?»).
Затем необходимо подметить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь.
Далее вырабатывается план действий по преодолению критической ситуации, с которым подросток согласен.
В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.
Принципы консультирования (по К. Роджерсу)
- Безусловное принятие человека и его переживаний
Отсутствие оценок по отношению к нему.
Проявление эмпатии: понимание внутренне мира человека; глубокое сопереживание ему.
Упражнение «Телефон доверия»
Ведущий выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика очереди играют роль дежурного на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации — 3—4 минуты. По окончании каждой консультации участник рассказывает о своих чувствах в момент оказание помощи.
Задача группы — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.
Вводная часть. Актуализация знаний участников по проблеме жестокости и насилия, создание адекватного эмоционально - волевого настроя. Дается определение понятия «насилие», вычленяются виды насилия, приводятся фрагменты из интервью с подростками, пережившими насилие. Участникам предлагается описать в одной - двух фразах свое эмоциональное состояние в связи с услышанной информацией.
Основная часть. Формирование представлений о многообразии проявлений насилия в повседневной жизни, уточнение личной позиции по этому вопросу; обоснование необходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием; формирование убеждения, что стремление получить помощь в случае совершения насилия является показателем зрелости, а не слабости личности, формирование навыков оказания психологической поддержки жертвам насилия. Ведущий предлагает участникам выбрать и назвать наиболее типичные для школы, класса, города виды насилия.
Проводится дискуссия на тему «Откуда берётся жестокость?». Ведущий обращает внимание участников на различные причины и факторы, приводящие к насилию (роль СМИ в провоцировании насилия, ложные представления общества о том, что жертва виновата сама, безнаказанность насилия, политические, экономические, социальные проблемы общества, в том числе терроризм). Особенно следует подчеркнуть стремление родителей и детей скрыть факты насилия в семье, то есть следовать мифу о том, что беззаговорочное подчинение старшим воспитывает хорошего человека, в то время как на самом деле это приводит к воспитанию либо насильника, либо жертвы.
Участникам предлагается указать один из видов помощи, которую бы они посоветовали выбрать своему другу, оказавшемуся в сложной ситуации: психологическую(телефон доверия или личная встреча со специалистом), медицинскую, правовую, дружескую, семейную. Ведущий подводит участников к выводу, что обращение за помощью к специалисту является показателем личностной зрелости, а не слабости человека.
Ведущий знакомит участников с принципами работы телефона доверия для детей и подростков. Выполняется упражнение «Телефон доверия».
Заключительная часть. Отработка личной стратегии, целью которой является снижение риска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения за помощью.
Участникам надо продумать свои действия для снижения риска попадания в опасные ситуации.
Предлагается обсудить такие ситуации: во время футбольного матча возникла драка между фанами, поздно вечером ты возвращаешься домой один, на дискотеке возник конфликт. Нужно предложить три шага личной безопасности в каждой из приведённых ситуаций и проранжировать эти шаги по степени эффективности. В качестве варианта: ведущий ещё раз подчёркивает разнообразие видов насилия в повседневной жизни, после чего проводится ролевая игра «Экспресс – интервью». Участникам предлагается назвать действия по предотвращению насилия от имени: телевизионного ведущего, молодёжного лидера, журналиста, ученика, учителя, популярного певца, родителя, спортсмена. Осмысление опыта.
Продолжить фразу: «О насилии говорить необходимо, так как…И трудно, потому что….»
Ноябрь 2013 Педагог – психолог МБОУ СОШ №140 О.В.Емельянова