Советы психолога

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

 

Современный подросток – кто он?

 

Цель: оказание помощи в общении с подростками.

Задачи: побудить взрослых задуматься об эмоционально – психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростками.

 

Мини – лекция «Особенности подросткового возраста».

 

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребёнка. Происходят резкие изменения, в физическом и психологическом облике. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребёнка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребёнок, вместе с тем он ещё не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты возникают там, где взрослые не замечают «повзросление» подростков.

В 12 – 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте

Первоначальные суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нём других людей.

На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать и их сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом.

В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах.

Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой.

Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт при общении с подростками.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был неправ.

По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой – то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств.

Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (мужество, закаливание). Важно показать подростку, в чём заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

 

Упражнение «Портрет современного подростка»

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдаётся карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники совместно выбирают черты, которые свойственны им самим, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребёнка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Упражнение «Обзывалки»

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов….

 Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты… Например, А ты – морковка! В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что – нибудь приятное, например, Ты – моя радость! Обсуждение: Что было легче: обзывать или хвалить? Вывод: обидеть человека легче, чем пожалеть или похвалить.

Упражнение «Работа с гневом».                      

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдаётся список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают наиболее приемлемые в работе с детьми.

Каждая подгруппа зачитывает свои список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приёмы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Способы выражения (выплескивания) гнева

·        Громко спеть любимую песню

·        Метать дротики в мишень

·        Попрыгать через скакалку

·        Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции

·        Подраться с братом или сестрой

·        Налить ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их

·        Пускать мыльные пузыри

·        Устроить бой с боксёрской грушей

·        Полить цветы

·        Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

·        Погоняться за кошкой или собакой

·        Пробежать несколько кругов вокруг дома

·        Передвинуть в квартире мебель

·        Постирать бельё

·        Отжаться от пола максимальное количество раз

·        Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

·        Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить

·        Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем «зачирикать» его

Основные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками.

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно знать взрослым, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.

·        Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитывания в духе «закручивания» гаек, авторитарного стиля общения

·         Установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнения взрослых)

·        Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

·        Тон, которым сообщены требования и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

·        О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

·        Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

 

Февраль 2014

 

Педагог — психолог      МБОУ СОШ № 140                                 О.В.Емельянова 

 

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка.

·        От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», « я- хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что–то не так», «я – плохой»

·        Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем

·        Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой

·        Научитесь слушать своего ребёнка в радости и горести

·        Наказывая ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним

·        Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям

·        Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте

·        Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом

·        Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее

 

Ритуалы, которые нравятся детям.

1.      Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест

2.      По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая

3.      В выходной день обсудить прожитую неделю и значение её для детей и родителей

4.      Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой

5.      В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи

6.      Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт

7.      Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что – то такое, чего очень давно хотелось.

 

 

Карточка. Портрет современного подростка.

·        Слишком говорлив

·        Чрезмерно подвижен

·        Имеет высокие требования к себе

·        Не понимает чувств и переживаний других людей

·        Ощущает себя отверженным

·        Любит ритуалы

·        Имеет низкую самооценку

·        Часто ругается с взрослыми

·        Создаёт конфликтные ситуации

·        Чрезмерно подозрителен

·        Постоянно контролирует своё поведении

·        Чрезмерно беспокоится по поводу каких –либо событий

·        Сваливает вину на других

·        Беспокоен в движениях

·        Часто спорит с взрослыми

·        Суетлив

·        Кажется отрешённым, безразличным к окружающему

·        Любит заниматься головоломками, мозаиками

·        Часто теряет контроль над собой

·        Отказывается выполнять просьбы

·        Импульсивен

·        Часто дерётся

·        Имеет отсутствующий взгляд

·        Часто предчувствует «плохое»

·        Самокритичен

·        Не может адекватно оценить своё поведение

·        Увлекается коллекционированием

·        Имеет плохую координацию движений

·        Опасается вступать в новую деятельность

·        Часто специально раздражает взрослых

·        Задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов

·        Робко здоровается

·        Мало и беспокойно спит

·        Говорит о себе во втором и третьем лице

·        Толкает, ломает, рушит всё кругом

·        Чувствует себя беспомощным

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»