Внеклассное занятие для учащихся 9 класса Деловая игра "Конституция - основной закон"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

Внеклассное занятие для учащихся 9 класса

 Деловая игра "Конституция - основной закон"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное занятие для учащихся 9 класса

Деловая игра «Конституция – основной закон»

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Подготовила:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 140

Кучеренко О.Г.

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2016

 

 

 

 

 

Внеклассное занятие для учащихся 9 класса

Деловая игра «Конституция - основной закон»

12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ

В этом году ей исполняется 20 лет. А знаем ли мы основной закон нашей страны?

 

Цель:

Знать Конституцию своей страны

Задачи:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

 

Образовательные ресурсы:

Символика Российской Федерации и Челябинской области, Конституция России по количеству участников занятия,  Устав Челябинской области, мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура.

Эпиграф: Конституция не только правовой акт. В преамбуле и статьях КонституцииРоссийской Федерации содержатся  нравственные ориентиры справедливо для нашего общества.  Л.А. Окуньков,   правовед.

Учитель:

Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство.

Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

А знаем ли мы Конституцию РФ? Проверить наши знания поможет игра

 

Учащиеся поделены на группы по принципу основных цветов флага РФ

(1 группа - от 3до 5 человек –зксперты, им вручаются белые карточки, и они садятся за стол, покрытый белой скатертью,  вторая группа  получает синие карточки, учащиеся садятся за стол,покрытый синей скатертью,  третья группа получаеткрасные карточки, учащиеся садятся за стол, покрытый красной скатертью)

 

Ход игры:

 

Учитель:Разминка

Вопрос 1. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (из 2 разделов)

Вопрос 2. Сколько глав в первом разделе Конституции? (9 глав)

Вопрос 3. Как называется первая глава, которая включает 16 статей? (Основы конституционного строя)

Вопрос 4. Как называется вторая глава, которая состоит из 48 статей? (Права и свободы человека и гражданина)

Вопрос 5. Как называется третья глава, которая включает 15 статей? (Федеральное устройство)

Вопрос 6. Как называется четвертая глава, которая состоит из 14 статей? (Президент Российской Федерации)

Вопрос 7. Как называется пятая глава, которая состоит из 16 статей? (Федеральное собрание)

Вопрос 8. Как называется шестая глава Конституции РФ? (Правительство РФ, в ней 8 статей)

Вопрос 9. Как называется седьмая глава? (Судебная власть из 8ст.)

Вопрос 10. Как называется восьмая глава Конституции? (Местное самоуправление из 4 статей)

Вопрос 11. Как называется девятая глава главного закона страны? (Конституционные поправки и пересмотр конституции, состоит из 4 статей)

 

Учитель: Ближе знакомиться с Конституцией мы будем узнавать в процессе игры. Капитаны получите для команд следующее задание

 

Задание 1.(команды получают листы с написанными незаконченными предложениями  из статей Конституции РФ)

Закончите предложение:

1) Статья 2. Человек, его права и свободы являются …

2) Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед ….

3) Статья  19. Все равны перед законом и ….

4) Статья 21. Достоинство личности охраняется ….

5) Статья 22. Каждый имеет право на свободу и ….

6) Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту ….

7) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ….

8) Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и ….

9) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и ….

10) Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к ….

11) Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ….

12) Статья 91. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и ….

 

Ответы:

1) Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)

2) Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед …. (законом)

3) Статья  19. Все равны перед законом и …. (судом)

4) Статья 21. Достоинство личности охраняется …. (государством)

5) Статья 22. Каждый имеет право на свободу и …. (личную неприкосновенность)

6) Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …. (своей чести и доброго имени)

7) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и …. (слова)

8) Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …. (медицинскую помощь)

9) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и …. (свобод)

10) Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к …. (природным богатствам)

11) Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …. (18лет)

12) Статья 91. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и …. (Государственной Думы)

 

Задание 2. «Вставь пропущенное слово».

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

 

Ответы к заданию «Вставь пропущенное слово»

 

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

 

Задание 3. На столе на листах бумаги вопросы и варианты ответов. Ответьте на вопросы, используя варианты ответов.

 

1.         В чём сущность демократии?

Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности

2.         Какой закон называют правовым?

Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется

3.         Что такое равноправие граждан?

Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.

4.         Какой должна быть конечная цель власти?

Улучшение жизни граждан.

5.         В чём заключаются главные задачи президента?

Охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан.

6.         Что такое избирательный бюллетень?

Документ для голосования с фамилиями кандидатов

7.         Что такое референдум?

Всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни

8.         Кто может стать Президентом РФ?

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

9.         Что такое избирательная система?

Совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования

10.     Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?

Человек, его права и свободы

11.     Что такое парламентаризм?

Форма представительной демократии

12.     Кто может стать депутатом Государственной Думы?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

 

 

Учитель:  Команды должны за 40 секунд дать ответы на 11 вопросов, записанных на карточке. Капитаны команд получите задания для команд.

1. Сколько разделов в Конституции РФ?  (2)

2. На сколько лет избирается Президент РФ?  (6лет)

3. Во сколько лет можно стать Президентом РФ?  (с 35л.)

4. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?  (2)

5. Какую власть осуществляет Правительство РФ? (исполнительную)

6. На сколько лет избирается Государственная Дума для своей деятельности? (5лет)

7. Кто осуществляет государственную власть в РФ? (президент)

8. Какой закон имеет высшую юридическую силу? (Конституция)

9. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с18лет)

10. Что по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек-гражданин)

11. Сколько статей в Конституции РФ?  (137статей)

 

 

12. Кто является губернатором Челябинской области?

(Михаил Валерьевич Юревич)

13.     Как называется законодательный орган Челябинской области?

(Законодательное Собрание)

14.    Кто является председателем Законодательного Собрания Челябинской области?

(Мякуш)

 

Задание для зрителей.

 

Учитель: Пока наши команды работают самостоятельно, я предлагаю зрителям еще раз проверить ваши знания по структуре  Конституции. Если задание вам покажется проблематичным, вам помогут несколько экземпляров Конституций. Итак, задание на доске

Соотнесите главы Конституции с их содержанием

 

Глава I

Местное самоуправление

Глава II

Судебная власть

Глава III

Правительство РФ

Глава IV

Федеральное собрание

Глава V

Конституционные поправки и пересмотр конституции

Глава VI

Президент Российской Федерации

Глава VII

Федеративное устройство

Глава VIII

Права и свободы человека и гражданина

Глава  IX

Основы конституционного строя

 

 

Эксперты подводят итоги.

 

 

 Вопросы первой команде:

1. В чём сущность демократии?

(Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)

2. Какой закон называют правовым?

(Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется)

3. Что такое равноправие граждан?

(Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)

4. Какой должна быть конечная цель власти?

(Улучшение жизни граждан.)

5. В чём заключаются главные задачи президента?

(Охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.Он призван стоять на страже прав и свобод граждан.)

6. Что такое избирательный бюллетень?

(Документ для голосования с фамилиями кандидатов)

7. Что такое референдум?

(Всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни)

8. Кто может стать Президентом РФ?

(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

9. Кто является президентом РФ?

(Владимир Владимирович Путин)

10. Что такое избирательная система?

(Совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования)

11. Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ?

(Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)

12. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?

(Человек, его права и свободы)

13. Что такое парламентаризм?

(Форма представительной демократии)

Вопросы второй команде:

1.Что такое прямая демократия?

(Прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц)

2. Какое государство называют правовым?

(То, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд)

3. Какими должны быть выборы в демократическом обществе?

(Периодическими, представительными, окончательными)

4. В чём заключаются основные задачи парламента?

(Принятие законов, по которым будет жить страна и все граждане)

5. Что такое депутатский мандат?

(Документ, удостоверяющий депутатские полномочия, право выполнять депутатские обязанности)

6. Что такое политический абсентеизм?

(Уклонение граждан от участия в выборах)

7. Являются ли средства массовой информации ветвью власти?

(Нет)

8. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

(Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)

9. Что такое мажоритарная избирательная система?

(От каждого избирательного округа избирается один депутат, который при выборах набрал наибольшее количество голосов)

10. Что такое политический плюрализм?

(Многообразие форм политической жизни: наличие многопартийности, существование оппозиции, решение споров в рамках закона, готовность к компромиссам)

11. Кто является губернатором Челябинской области?

(Михаил Валерьевич Юревич)

12. Что понимается под политической культурой личности?

(Условия, необходимые для грамотного и эффективного участия в политике: политические знания, ориентация на ценности и правила демократического общества, овладение способами практических политических действий)

13. Что такое популизм?

(Стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей с помощью привлекательных лозунгов, раздачи ни чем неподкреплённых обещаний)

Вопросы третьей команде.

1. Что такое представительная демократия?

(Участие граждан в управлении государством через избранных представителей, которые на государственном уровне выражают интересы народа)

2. Что понимается под местным самоуправлением?

(Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории непосредственно или через избранные органы власти)

3. Что такое разделение властей?

(Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную)

4. Что такое пропорциональная избирательная система?

(Количество кандидатов от каждого округа зависит от количества голосов, отданных за ту или иную партию, места в парламенте между партиями распределяются пропорционально количеству голосов)

5. Как называется законодательный орган Челябинской области?

(Законодательное Собрание)

6. В чём заключаются главные задачи правительства?

( Исполняет федеральный бюджет, обеспечивает единую государственную политику, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка)

7. Кто является председателем Законодательного Собрания Челябинской области?

(мякуш)

8. Как называется процедура отрешения Президента от должности?

(Импичмент)

9. Как называется лицо, которое следит за процедурой голосования?

(Наблюдатель)

10. Как называется политическая организация, которая отражает интересы слоя общества и имеет свою программу?

(Политическая партия)

11. Как называется основной документ муниципального образования?

(Устав)

12. Кто может быть судьёй в Российской Федерации?

(Гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет)

13. Как называются избиратели, голосующие за определённую политическую партию или кандидата?

(Электорат)

 

 

ВТОРОЙ КОНКУРС «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Депутат Законодательного Собрания Краснодарского края участвует в оценке команд.

Учитель и учащиеся подводят итоги урока

 

 

 

 

 

I ТУР.  РАЗМИНКА.

Вопрос 1. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (из 2 разделов)

Вопрос 2. Сколько глав в первом разделе Конституции? (9 глав)

Вопрос 3. Как называется первая глава, которая включает 16 статей? (Основы конституционного строя)

Вопрос 4. Как называется вторая глава, которая состоит из 48 статей? (Права и свободы человека и гражданина)

Вопрос 5. Как называется третья глава, которая включает 15 статей? (Федеральное устройство)

Вопрос 6. Как называется четвертая глава, которая состоит из 14 статей? (Президент Российской Федерации)

Вопрос 7. Как называется пятая глава, которая состоит из 16 статей? (Федеральное собрание)

Вопрос 8. Как называется шестая глава Конституции РФ? (Правительство РФ, в ней 8 статей)

Вопрос 9. Как называется седьмая глава? (Судебная власть из 8ст.)

Вопрос 10. Как называется восьмая глава Конституции? (Местное самоуправление из 4 статей)

Вопрос 11. Как называется девятая глава главного закона страны? (Конституционные поправки и пересмотр конституции, состоящая из 4 статей)

Учитель: - Во втором разделе Конституции 9 положений. А далее о конституции мы будем узнавать в процессе игры. Капитаны получите для команд следующие задания (три карточки заданий)

II ТУР.  ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

(команды получают листы с написанными незаконченными предложениями  из статей Конституции РФ)

1) Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)

2) Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед …. (законом)

3) Статья  19. Все равны перед законом и …. (судом)

4) Статья 21. Достоинство личности охраняется …. (государством)

5) Статья 22. Каждый имеет право на свободу и …. (личную неприкосновенность)

6) Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …. (своей чести и доброго имени)

7) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и …. (слова)

8) Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …. (медицинскую помощь)

9) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и …. (свобод)

10) Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к …. (природным богатствам)

11) Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …. (18лет)

12) Статья 91. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и …. (Государственной Думы)

 

   Презентация к уроку (скачать)

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения