программа внеурочной деятельности для 5 класса мир естествознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

 

 

Программа внеурочной деятельности для 5 класса мир естествознания

 

 

1.      Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями естественно- научной направленности невозможно без поддержания интереса учащихся. Повысить этот интерес можно с помощью проблемных задач, парадоксов, противоречий. В результате у учащихся возникает потребность разобраться, понять, почему дело обстоит именно так, а не иначе. В рамках внеурочной деятельности по программе «Мир естествознания» у учащихся появляется возможность ответить на эти вопросы, делая свои собственные открытия.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Важнейшие задачи образования обучающихся 11-12 лет (формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) в значительной степени реализуются за счёт практической направленности курса. Кроме этого, осуществляется подготовка к освоению основ физики, биологии, географии, астрономии. В отношении развития личности, её воспитания, курс “мир естествознания” играет значительную роль, т.к. все занятия посвящены экспериментальной деятельности по изучению законов природы и являются практико-ориентированными.

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной.

Задачи

образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений, систематизировать полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях.

развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественно-научные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет физики, библиотека.

Данная программа внеурочной деятельности «Мир естествознания» является закономерным продолжением курса «Окружающий мир. 1-4 класс» и пропедевтическим курсом к предметам биология, география, физика. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс внеурочной деятельности “Мир естествознания” разделен на пять блоков: Изучение природы, Вселенная, Земля, Жизнь на земле, Человек на Земле.

Блок «Изучение природы» включает в себя сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, инструментах и приборах для изучения природы; вкладе великих естествоиспытателей в изучение природы.

Блок «Вселенная» содержит сведения о том, как человек изучал Вселенную, как изменялись его взгляды, дается представление о строении Солнечной системы, планетах, звездах.

Блок «Земля» знакомит с гипотезами возникновения Солнечной системы и Земли. Рассказывает о внутреннем строении планеты, о ее внешних оболочках.

Блок «Жизнь на земле» дает учащимся представление о возникновении жизни на планете, многообразии живых организмов, среде их обитания.

Блок «Человек на Земле» обобщает полученные знания, способствует формированию целостного взгляда на мир, бережному отношению к окружающей среде.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой.

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный подход.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы:

·        лекции, беседы;

·        игры-конкурсы, викторины;

·        выполнение групповых и индивидуальных проектов;

·        практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;

·        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

·        поисково-исследовательская деятельность.

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Основными результатами освоения курса внеурочной деятельности «Мир естествознания» являются предметные и метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Предметные результаты

Учащийся должен знать:

- великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе,

- представление о строении Вселенной, суть системы мира по Н. Копернику, состав Солнечной системы;

- современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

- внутреннее строение Земли, многообразие тел, веществ, явлений природы, внешние оболочки Земли, состав воздуха;

- клетка- единица строения живых организмов, царства живой природы, экологичесие проблемы;

- важнейшие этапы становления человека, географически открытия, изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека, факторы здорового образа жизни.

Учащийся должен уметь:

- давать определение понятий «астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки»;

- проводить классификацию планет, находить созвездия Северного полушария при помощи карты звездного неба;

- давать характеристику природных условий материков, приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны;

- давать характеристику царств живой природы, характеризовать особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания.

- объяснять причины возникновения экологических проблем, оказывать первую доврачебную помощь.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

- систематизировать и обобщать различные виды информации

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты

- использовать дополнительные источники информации

- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях, оказывать простейшую доврачебную помощь.

Личностные результаты

- формирование интереса к изучению природы

- развитие интеллектуальных и творческих способностей

- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

 

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы внеурочной деятельности «Мир естествознания» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

 

Содержание программы

Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественнонаучные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение и опыты. Измерительные приборы.

Демонстрации

Набор приборов и инструментов (часы, весы, линейка, термометр, лупа), портреты великих естествоиспытателей.

Вселенная (7 часов)

Представления о Вселенной. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы, планеты- гиганты, спутники планет, метеоры, метеориты. Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации

Модель солнечной системы. Карта звездного неба. Фотографии планет Солнечной системы.

Земля (9 часов)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления, физические и химические явления. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Состав воздуха. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Погода.

Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели различных атомов и молекул. Примеры различных явлений (механических, тепловых, световых).

Жизнь на земле (7 часов)

Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Царства живой природы. Среда обитания. Природные зоны Земли.

Демонстрации

Таблицы «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Природные сообщества», микропрепараты растительных и животных клеток.

Человек на Земле (7 часов)

Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических открытий. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Демонстрации

Ядовитые растения и животные Челябинской области.

 

4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

 

Разделы программы

№ занятия

Тема занятия

Виды деятельности или формы организации занятий

Кол-во часов

Изучение природы (3 часа)

 

1

Науки о природе.

Беседа

1

2

Методы изучения природы.

Беседа, практическая работа

1

3

Проект «Использование старинных мер для измерения величин»

Защита проекта

1

Вселенная (7 часов)

 

4

Как древние люди представляли себе Вселенную…

Виртуальная экскурсия

1

5

От Коперника до наших дней

Беседа

1

6

Соседи Солнца…

Творческая работа

1

7

Проект «Солнечная система»

Выполнение группового проекта

1

8

Проект «Солнечная система»

Защита проекта

1

9

Астероиды. Кометы Метеоры. Метеориты.

Беседа

1

10

Мир звезд…

Игра

1

Земля (9 часов)

 

11

Как возникла Земля…

Виртуальная экскурсия

1

12

Что у Земли внутри…

Виртуальная экскурсия

1

13

Вещества и явления в окружающем мире…

Беседа, практическая работа

1

14

Землетрясения и вулканы.

Беседа

1

15

Проект «Вулканы»

Групповая проектная работа

1

16

Суша…

Беседа

1

17

Воздушная одежда Земли…

Беседа

1

18

Вода на Земле…

Беседа

1

19

Неповторимая планета…

Конкурс рисунков

1

Жизнь на земле (8 часов)

 

20

Как развивалась жизнь на Земле…

Виртуальная экскурсия

1

21

Живые клетки…

Беседа

1

22

Наблюдение растительных и животных клеток.

Проектная работа

1

23

Разнообразие живого…

Беседа

1

24

Три среды обитания…

Игра

1

25

Жизнь на разных материках…

Виртуальная экскурсия

1

26

Природные зоны земли…

Беседа

1

27

Жизнь в морях и океанах…

Конкурс рисунков

1

Человек на Земле (7 часов)

 

28

Как человек появился на Земле…

Беседа, работа с текстами

1

29

Как человек открывал Землю…

Виртуальная экскурсия

1

30

Как человек изменил Землю…

Выполнение группового проекта

1

31

Проект «Экологические проблемы г. Челябинска»

Защита проекта

1

32

Жизнь под угрозой…

Беседа

1

33

Не станет ли Земля пустыней?

Беседа

1

34

Здоровье человека и безопасность жизни…

Беседа

1

35

Игра «Счастливый случай»

Игра

1

 

5. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Таблица1

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Плешаков, А.А. Введение в естественно- научные предметы. Естествознание. 5 кл.: учеб.для общеобразоватю учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013.

Воронина, Г.А. Тесты по естествознанию: 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс»/ Г.А. Воронина.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Рохлов, В.С. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс: тестовые задания к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс»/ В.С. Рохлов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.

Плешаков, А.А. Твои открытия: альбом- задачник к учебнику «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание». 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.

Сивоглазов, В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по естествознанию. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание». 5 класс - М.: Дрофа, 2014.

Кириленкова, В.Н. Введение в естественно- научные предметы. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова,  Н.И. Сонина «Введение в естеественно- научные предметы. Естествознание. 5 класс»/ В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2013.

 

Материально-техническое обеспечение

Таблица 2

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Д

 

Мультимедийный проектор

Д

 

Экспозиционный экран

Д

Размер не менее 150X150 см

Ноутбук

Д

 

МФУ

Д

 

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Д

 

Оборудование кабинета физики (для демонстрации явлений, приборов и т.д.)

Д

 

Видеофильмы,  соответствующие тематике программы по естественно- научным предметам.

Д

 

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие  тематике примерной программы естествознанию.

Д

 

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

К

 

Стол учительский с тумбой.

Д

 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

 

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

 

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Д

 

 

  
Дата последнего обновления страницы 10.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»