1. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями естественно- научной направленности невозможно без поддержания интереса учащихся. Повысить этот интерес можно с помощью проблемных задач, парадоксов, противоречий. В результате у учащихся возникает потребность разобраться, понять, почему дело обстоит именно так, а не иначе. В рамках внеурочной деятельности по программе «Мир естествознания» у учащихся появляется возможность ответить на эти вопросы, делая свои собственные открытия.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Важнейшие задачи образования обучающихся 11-12 лет (формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) в значительной степени реализуются за счёт практической направленности курса. Кроме этого, осуществляется подготовка к освоению основ физики, биологии, географии, астрономии. В отношении развития личности, её воспитания, курс “мир естествознания” играет значительную роль, т.к. все занятия посвящены экспериментальной деятельности по изучению законов природы и являются практико-ориентированными.
Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной.
Задачи
образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений, систематизировать полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях.
развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественно-научные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет физики, библиотека.
Данная программа внеурочной деятельности «Мир естествознания» является закономерным продолжением курса «Окружающий мир. 1-4 класс» и пропедевтическим курсом к предметам биология, география, физика. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс внеурочной деятельности “Мир естествознания” разделен на пять блоков: Изучение природы, Вселенная, Земля, Жизнь на земле, Человек на Земле.
Блок «Изучение природы» включает в себя сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, инструментах и приборах для изучения природы; вкладе великих естествоиспытателей в изучение природы.
Блок «Вселенная» содержит сведения о том, как человек изучал Вселенную, как изменялись его взгляды, дается представление о строении Солнечной системы, планетах, звездах.
Блок «Земля» знакомит с гипотезами возникновения Солнечной системы и Земли. Рассказывает о внутреннем строении планеты, о ее внешних оболочках.
Блок «Жизнь на земле» дает учащимся представление о возникновении жизни на планете, многообразии живых организмов, среде их обитания.
Блок «Человек на Земле» обобщает полученные знания, способствует формированию целостного взгляда на мир, бережному отношению к окружающей среде.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой.
Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный подход.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы:
· лекции, беседы;
· игры-конкурсы, викторины;
· выполнение групповых и индивидуальных проектов;
· практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
· поисково-исследовательская деятельность.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Основными результатами освоения курса внеурочной деятельности «Мир естествознания» являются предметные и метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Предметные результаты
Учащийся должен знать:
- великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе,
- представление о строении Вселенной, суть системы мира по Н. Копернику, состав Солнечной системы;
- современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
- внутреннее строение Земли, многообразие тел, веществ, явлений природы, внешние оболочки Земли, состав воздуха;
- клетка- единица строения живых организмов, царства живой природы, экологичесие проблемы;
- важнейшие этапы становления человека, географически открытия, изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека, факторы здорового образа жизни.
Учащийся должен уметь:
- давать определение понятий «астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки»;
- проводить классификацию планет, находить созвездия Северного полушария при помощи карты звездного неба;
- давать характеристику природных условий материков, приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны;
- давать характеристику царств живой природы, характеризовать особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания.
- объяснять причины возникновения экологических проблем, оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- систематизировать и обобщать различные виды информации
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты
- использовать дополнительные источники информации
- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях, оказывать простейшую доврачебную помощь.
Личностные результаты
- формирование интереса к изучению природы
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир естествознания» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Содержание программы
Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественнонаучные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение и опыты. Измерительные приборы.
Демонстрации
Набор приборов и инструментов (часы, весы, линейка, термометр, лупа), портреты великих естествоиспытателей.
Вселенная (7 часов)
Представления о Вселенной. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы, планеты- гиганты, спутники планет, метеоры, метеориты. Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации
Модель солнечной системы. Карта звездного неба. Фотографии планет Солнечной системы.
Земля (9 часов)
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления, физические и химические явления. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Состав воздуха. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Погода.
Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели различных атомов и молекул. Примеры различных явлений (механических, тепловых, световых).
Жизнь на земле (7 часов)
Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Царства живой природы. Среда обитания. Природные зоны Земли.
Демонстрации
Таблицы «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Природные сообщества», микропрепараты растительных и животных клеток.
Человек на Земле (7 часов)
Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических открытий. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрации
Ядовитые растения и животные Челябинской области.
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Разделы программы |
№ занятия |
Тема занятия |
Виды деятельности или формы организации занятий |
Кол-во часов |
Изучение природы (3 часа)
|
1 |
Науки о природе. |
Беседа |
1 |
2 |
Методы изучения природы. |
Беседа, практическая работа |
1 |
3 |
Проект «Использование старинных мер для измерения величин» |
Защита проекта |
1 |
Вселенная (7 часов)
|
4 |
Как древние люди представляли себе Вселенную… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
5 |
От Коперника до наших дней |
Беседа |
1 |
6 |
Соседи Солнца… |
Творческая работа |
1 |
7 |
Проект «Солнечная система» |
Выполнение группового проекта |
1 |
8 |
Проект «Солнечная система» |
Защита проекта |
1 |
9 |
Астероиды. Кометы Метеоры. Метеориты. |
Беседа |
1 |
10 |
Мир звезд… |
Игра |
1 |
Земля (9 часов)
|
11 |
Как возникла Земля… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
12 |
Что у Земли внутри… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
13 |
Вещества и явления в окружающем мире… |
Беседа, практическая работа |
1 |
14 |
Землетрясения и вулканы. |
Беседа |
1 |
15 |
Проект «Вулканы» |
Групповая проектная работа |
1 |
16 |
Суша… |
Беседа |
1 |
17 |
Воздушная одежда Земли… |
Беседа |
1 |
18 |
Вода на Земле… |
Беседа |
1 |
19 |
Неповторимая планета… |
Конкурс рисунков |
1 |
Жизнь на земле (8 часов)
|
20 |
Как развивалась жизнь на Земле… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
21 |
Живые клетки… |
Беседа |
1 |
22 |
Наблюдение растительных и животных клеток. |
Проектная работа |
1 |
23 |
Разнообразие живого… |
Беседа |
1 |
24 |
Три среды обитания… |
Игра |
1 |
25 |
Жизнь на разных материках… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
26 |
Природные зоны земли… |
Беседа |
1 |
27 |
Жизнь в морях и океанах… |
Конкурс рисунков |
1 |
Человек на Земле (7 часов)
|
28 |
Как человек появился на Земле… |
Беседа, работа с текстами |
1 |
29 |
Как человек открывал Землю… |
Виртуальная экскурсия |
1 |
30 |
Как человек изменил Землю… |
Выполнение группового проекта |
1 |
31 |
Проект «Экологические проблемы г. Челябинска» |
Защита проекта |
1 |
32 |
Жизнь под угрозой… |
Беседа |
1 |
33 |
Не станет ли Земля пустыней? |
Беседа |
1 |
34 |
Здоровье человека и безопасность жизни… |
Беседа |
1 |
35 |
Игра «Счастливый случай» |
Игра |
1 |
5. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Таблица1
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
Плешаков, А.А. Введение в естественно- научные предметы. Естествознание. 5 кл.: учеб.для общеобразоватю учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013.
Воронина, Г.А. Тесты по естествознанию: 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс»/ Г.А. Воронина.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Рохлов, В.С. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс: тестовые задания к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы. 5 класс»/ В.С. Рохлов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.
Плешаков, А.А. Твои открытия: альбом- задачник к учебнику «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание». 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.
Сивоглазов, В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по естествознанию. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание». 5 класс - М.: Дрофа, 2014. |
Кириленкова, В.Н. Введение в естественно- научные предметы. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в естеественно- научные предметы. Естествознание. 5 класс»/ В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2013. |
Материально-техническое обеспечение
Таблица 2
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
Примечания |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. |
Д |
|
Мультимедийный проектор |
Д |
|
Экспозиционный экран |
Д |
Размер не менее 150X150 см |
Ноутбук |
Д |
|
МФУ |
Д |
|
Экранно - звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. |
Д |
|
Оборудование кабинета физики (для демонстрации явлений, приборов и т.д.) |
Д |
|
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по естественно- научным предметам. |
Д |
|
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы естествознанию. |
Д |
|
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. |
К |
|
Стол учительский с тумбой. |
Д |
|
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Д |
|
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Д |
|
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Д |
|