синонимы.омонимы.синонимический ряд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

 

 

синонимы.омонимы.синонимический ряд.

 

 

Презентация (скачать)

 

Класс:5 А

Тема: Синонимы и омонимы. Синонимический ряд.

Цели урока:

Образовательная: знать определение синонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно, пополнять свои знания.

Развивающая: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей.

Воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, словари.

                                                                                    Ход урока.

1. Организационный момент. Эпиграф

 

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)

 

          Учитель:

В стране родного языка.

Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём.

И сами до всего дойдём.

 

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб  пошло все по порядку.

Если буду я молчать, как вы сможете понять?

А выручить меня готово любимое, родное…   

                                                                               (Слово)

-А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояние)

-  Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

 

2. Объявление темы и цели урока. Оформление в тетрадях.

 Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания.

Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и плодотворно.

Ребята, желаю вам на уроке: проявить себя творчески, получить положительные эмоции, раскрыть свою индивидуальность.

 

              Учитель:

Ребята, какое у нас сейчас время года? (зима)   

Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлена картина художника Пластова. Как природу зимы изобразил художник? (на картине изображен снег) Давайте попробуем соотнести картину со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение.

 

Учитель: Какие чувства вызывает эта картина? Уберите лишние слова.

У вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения). Такие слова называются СИНОНИМЫ.

 

-Что же такое синонимы?

-Для чего они служат в речи?

        это слова близкие по значению;

       отвечают на один и тот же вопрос;

       различаются оттенками значений;

       помогают разнообразить нашу речь;

       позволяют убрать повторы;

       помогают объяснить значение слов.

 

Учитель: Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.

Подберите и запишите синонимы к словам КАРТИНА (полотно, холст, шедевр), ИЗОБРАЖАТЬ (писать, создавать образ, рисовать, передавать красками).

 

Валеологическая пауза.

Учитель: Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства. Вашему вниманию предлагается отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день. (Психологическая установка)

Опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении.

 

Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме и зимнему дню.

                                                                    Зима

                                                       Снежная, холодная

                                                     Метет, воет, морозит

                                                     Настоящая королева

                                                                    Сказка.

Учитель: У нас получилось такое произведение. Такое стихотворение называется СИНКВЕЙН. Французы придумали стихотворение, которое назвали «синквейн». Говорят, что в переводе это означает «пять вдохновений».

 

Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга». Выразительно прочитайте этот отрывок вслух.

Вьюга снежная, пурга.

Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега.

Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи.

Для косматых елей.

Учитель: Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат? Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение,  (слайд: словарь.)

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении

 

Вывод  делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

 

Учитель: Ребята, послушайте  такую сказочную историю:

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

      - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

        И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

                                                                     (И. Верзилин)

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.

- А что же такое омонимы?

3. Закрепление изученного.

Задание1. Сказать, что изображено на картинках, записать слова в тетрадь. 

Гаечный ключ- дверной ключ

Водопроводный кран- подъемный кран….т.д.

Задание 2. К каждому слову подберите синоним.

Жара- зной

Друг- товарищ

Воля- свобода…т.д.

 

4. Итог урока:  1.Лексическое значение слова – это …

2. Слова, имеющие одно лексическое значение называются…

3. Слова, имеющие несколько лексических значений называются …

4. Слово или оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства – это …

5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению – это…

6. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи – это…

5. Домашнее задание: парагр.51-52, с. 162 у.560

 Учитель: А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Дата последнего обновления страницы 09.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»