Методические рекомендации классному руководителю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

редняя общеобразовательная

        школа № 140 г. Челябинска"

                   (МБОУ "СОШ 140 г. Челябинска")

Методические рекомендации классному руководителю

 

 

 

Профилактика вовлечения молодежи в

неформальные группы деструктивной направленности

Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде определяют следующие факторы:

- социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;

- особенности социальной мобильности в российском обществе. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки;

-потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи.

Выделим три направления молодежной контркультуры:

1. Анархо-нигилистические (экстремистские субкультуры “левого” и “правого” толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним относятся:

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической считается “ирокез” – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Основоположником панк-культуры считается английская группа “Sexpistols”. Кроме нее в почёте “Ramones” и “DeadKenedies”. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как “зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен”, то у Панков скорее это “мир все равно плох, и ничего ему не поможет”. В отличие от хиппи панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами.

Скинхеды – (от англ. Skinhead – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Слушают стиль “ой”, чрезвычайно близкий к хардроку (жесткому панку). Внешний вид: прежде всего начисто выбритая голова. Стандартной одеждой являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка (“бомбер”).

Идеология: практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. На западе существуют “шарпы”, “шарп-скинз” (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом “скины против расовых предрассудков” и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также “гей-скинз” (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Частым развлечением скинов являются драки с афроамериканцами в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые (“пионеры”), – фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов.

Металлисты – поклонники металла. По их мнению, существуют как минимум три основных направления “металла” (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для металлистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей. Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

Гопники – неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени сообщество. Они быстро проявили себя как “культурные враги” большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные фанаты – Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского “Спартака” выделяются, в частности, такие группы, как “Ред-уайтхулиганс”, “Гладиаторы”, “Восточный фронт”, “Северный фронт” и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, – “правые”. В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. “Правые” выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков (“волну” и т.д.), но также и командовать “военными действиями” – битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из “Правых”.

Хакеры – этим термином называют всех сетевых взломщиков, создателей компьютерных вирусов и других компьютерных преступников, таких как кардеры (используют чужую кредитную карту), крэкеры( взлом системы защит (в частности защиты программного обеспечения, создание крэков), скрипт-кидди (используют всё готовое, самые распространённые уязвимости, доступные эксплойты, сам не умеет найти уязвимость или написать эксплойт (фрагмент программного кода, который, использует возможности, предоставляемые ошибкой). Злостные взломщики согласно международным законам по борьбе с киберпреступностью подлежат экстрадиции подобно военным преступникам.

Сатанисты – истоки этого течения лежат в 1950-х годах, когда Ла Вей основал сообщество, практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустяпубликует “Сатанинскую библию”, в которой описываются основы сатанинского мировоззрения – отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть “культ зла”); необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов – способных совершать осознанный выбор); отход от догм христианской или иной традиционной морали.

2. Романтико-эскапистские субкультуры – отличаются определенным мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Хиппи – идеология – человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи – романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша, употребление ЛСД. Увлекаются философией Востока. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок.

Индеанисты – они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Нечто среднее между клубом американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей “этнографической” атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, – перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда РуэлаТолкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор). Книги Дж. Р.Р. Толкиена “Властелин колец”, “Сильмарион” и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Во время игр (“хичек”) группа молодых людей выезжает в лес, где, распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена.

Готы – движение, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.). Готическое мировоззрение можно характеризовать, как склонность к “темному” восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются “артистичность” и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).

Эмо – (англ. emo: от emotional – эмоциональный) – молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid – молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy – мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl – девочка, девушка).Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо-культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако только меньшинство представителей эмо следуют этим правилам. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком, носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Многие из них увлекаются аниме.

3.Гедонистическо-развлекательные:

Байкеры – (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Поэтому данное определение нельзя считать корректным. Слушают тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители. Основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

Рэйверы – (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возник в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, “экстази”. Принятие галлюциногенов с целью “расширения сознания” стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.

Растаманы – появились в начале 1990-х годов, они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Частов одежде используют комбинацию цветов “красный-жёлтый-зелёный”, носят дреды. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы – по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.

Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры – Слушают рэп –музыку черных американцев. Одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэпа во многом пересекается с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

Мажоры, гламурщики – английское слово glamour возникло в средние века как вариант к grammar “грамматика”, “книга”, заимствованного из фр. grammaire (развитие значения такое: грамматика = сложная книга = книга заклинаний = колдовство, заклинания = чары, очарование). Применяется, прежде всего, к людям, страдающим погоней за модой, моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении – также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К “гламурным” обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в “женских” и “мужских” глянцевых журналах (понятия “глянцевый журнал” и “гламурный журнал”, “гламур” и “глянец” часто выступают как взаимозаменимые).

Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодежные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние.

О своих взглядах неформалы, как правило, не кричат. Только наблюдение за воспитанниками, их поведением, одеждой, общением и т.п. позволит выделить их из общей массы.

Важным является сбор информации. Представителем какой субкультуры является? Насколько глубоки его убеждения или это обычное позерство? Наносят ли его взгляды угрозу психологическому состоянию коллектива, личному самочувствию и здоровью? Почему он приял эту субкультуру? Какова позиция родителей по отношению к этому увлечению? В зависимости от полученной информации организуется взаимодействие с ребенком.

Деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения должна вестись по трем основным направлениям:

- общая воспитательная работа с обучающимися;

- профилактическая работа с группой риска;

- коррекционно-педагогическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.

Принципиальным является формирование у обучающегося критической позиции по отношению к субкультуре, к которой он себя относит. В данном случае педагогам следует предложить детям задуматься, но не давать нравоучительных рекомендаций.

Профилактическая работа, как правило, включает социально-педагогическую и психологическую диагностику класса (обучающихся), проведение разнообразных диспутов и дискуссий с детьми («Выбираю круг общения», «Что мы знаем о современных неформальных объединениях», «Неформалы: путь к себе или…», «Субкультура: «За» и «Против») (2).

Целесообразна организация деловых игр с целью выявления интересных и социально-значимых занятий: «Мой мир со знаком плюс и минус», «Свобода и ответственность».

Значимо проведение тренингов личностного роста («Принимаю себя», «Познаю себя», «Я разрешаю конфликты» и пр.), циклов занятий, направленных на формирование толерантности.

Следует также знакомить молодежь с широким спектром возможностей учреждений дополнительного образования, вовлекать в разнообразную досуговую деятельность с учетом их персональных особенностей и склонностей.

Одной из составляющих воспитательного процесса является просвещение родителей. Важными темами для разговора могут стать следующие: «Причины участия подростков в неформальных объединениях», «Виды современных неформальных объединений», «Деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска».

Об эффективности воспитательной работы можно судить по:

- появлению у обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции, выражающейся в позитивном отношении к себе и окружающим, адекватной самооценке;

- ориентации на гуманистические ценности;

- готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

Главным итогом работы должен стать выход учащихся школы из состава деструктивных объединений.

Выявление отдельных проявлений девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности.

Выделим основные факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности:

·         деформация в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;

·         нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;

·         перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;

·         постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.

Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

·         трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;

·         переживание собственной неуспешности;

·         трудности самопонимания, неадекватная самооценка;

·         отсутствие позитивных жизненных целей;

·         неумение взаимодействовать с окружающими;

·         неустойчивость эмоциональной сферы.

Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением подростков.

ПДН УМВД России по Астраханской области

8

 

Дата последнего обновления страницы 13.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения